1.jpg2.jpg

Доклад о Равноапостольном Князе Владимире

24 марта в Епархиальном управлении состоялось общее собрание духовенства Тверской и Кашинской епархии под председательством Митрополита Виктора. По благословению Владыки доклад о Равноапостольном Князе Владимире (видеоматериал) , 1000-летие которого в этом году отмечается, представил благочинный Кашинского округа прот. Димитрий Кунченко.

 

 Доклад-размышление

 

В нынешнем году вся полнота Русской Православной Церкви отмечает юбилейную дату — 1000-летие преставления Святого благоверного равноапостольного Князя Владимира. Каждый православный человек знаком с житием Великого Князя и справедливо именует его Крестителем и просветителем Руси. Он не только сам воспринял веру Христову всем своим сердцем, но и «его мудрый выбор,- как говорится в послании святейшего Патриарха Кирилла по этому поводу,- изменил ход нашей истории, ибо он принес нам весть о Спасителе мира Христе — Немеркнущем Солнце Правды, озаряющем Своим Божественным светом человеческое бытие». (Конец цитаты). С преображением самого Князя, его личности, началось преображение самого народа Русского. Обращение от идольской лжи к истинной вере, по слову Свт. Илариона, произошло не с одним человеком, ни с десятком, ни с городом, но со всей землей Русской. Удивительна душа русского человека! Она стремится довести до совершенства все, чем живет, чем дышит. По словам нашего современника, в язычестве, царившем до Святого Крещения, народ достиг таких пределов, такой глубины падения в этот хаос, что больше не мог носить в себе эту ложь, ибо ложь всегда ограничена милостью Божией. И в муках рождения через Великого Князя душе русской воссияло Солнце правды — истина Христова. Только те, кто не понимают природу нашей души говорят и будут говорить о том, что Владимир Князь насаждал веру огнем и мечем. И не вдомек им, несчастным, что душа народа страдала от лжи и, нашедши истину, восприняла ее. Удивителен подвиг любви к своим людям Князя Владимира, удивительна его молитва о народе, разливавшаяся светом на берегах Днепра. Невольно предстает перед взором размышляющего великий муж Ветхого Завета Боговидец и пророк Моисей, который, молясь о согрешившем народе своем, просил Бога о милости до готовности самому быть вычеркнутым из книги Жизни, но спасти несчастных. Водимый такой любовью Великий Князь созидал и собирал землю Русскую, ставшую государством, строил храмы и просвещал народ, создал основание, на котором возникла Великая Русская культура, давшая миру множество талантливых писателей, поэтов, архитекторов, строителей, ученых, военачальников, в конце концов, Великих Святых, тех светильников, кто в своей жизни раскрыл истину Христову и светил и светит народу нашему и нашей Земле. В нашем прошлом, пишет Архиепископ Аверкий (Таушев), для русского человека дороже всего на свете была чистота его православного исповедания, за которую он жизнь свою готов был отдать. Понятия «православный» и «русский» в его представлении были как бы синонимами, понятиями однозначащими, неотделимыми одно от другого (КЦ). Святой Князь оставил нам свои заветы, запечатленные в молитве, которую сохранил для нас прп. Нестор Летописец. Она такова: «Боже, сотворивый небо и землю! Призри на новые люди сия, и даждь им уведети Тебе, истинного Бога, якоже уведеша страны христианския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивного врага, да надеяся на Тя и на Твою державу, побежду козни его». Так молился  Великий Князь!

Вторя словам Архиепископа Аверкия, наш современник, инок Василий, пишет. Но так ли мы послушны нашему Отцу и просветителю? Исполняем ли мы заветы его, данные нам в этой молитве? Первый завет о Боговедении, выраженный в словах «... даждь им, Господи, уведети Тебе, Истинного Бога...». И как здесь может не родиться покаяние, если в нынешнем мире бушующие страсти часто погребают под своими волнами желание познания Бога? Если и само это желание познания Бога измельчало до той степени, что верующим в современном обществе называется человек, который положительно для себя решает лишь вопрос о существовании Бога. Тогда как церковный вариант слова верующий зовет нас быть верными Богу. Да и так ли мы ревнуем о просвещении народа, как ревновал Великий Князь Владимир, который в первую  очередь сам стремился быть примером веры для всех, или остаемся безразличными и к своей внутренней жизни, и к внутреннему миру окружающих, заботясь лишь об удобствах этой жизни. А может напротив, так навязчиво стараемся просвещать, что часто такой навязчивостью пугаем и отвращаем людей от познания Бога...

Второй завет, это завет нерушимого хранения правой веры, выраженный в словах: «...утверди в них веру праву и несовратну...». Но сколько ложных идей возникает ныне даже внутри нас... Восклицает далее инок Василий. Православие часто терзается самовольными трактовками, и мы, призванные «единеми усты и единем сердцем славити Бога», вдруг становимся разделенными и обижающимися друг на друга. А часто ли каемся мы перед Богом о нехранении чистоты Православия в себе самих? Часто ли задумываемся о глубинности Таинств и священнодействий церковных? Или нам остается достаточным исполнить лишь внешнюю часть служения?

Третий завет Князя о необходимости неустанной борьбы со злом, выраженный в словах : «помози, Господи, на супротивного врага, да надеяся на Тя и на Твою державу, побежду козни его». Архиепископ Аверкий Говорит: «Это — завет неустанной, никогда не прекращающейся борьбы со злом, гнездящимся прежде всего в душе самого человека — со своими греховными страстями и похотями, - а затем и со злом в окружающей жизни» (КЦ). Что произошло с нами ? Задается вопросом инок Василий. В современном обществе не только вытираются границы между грехом и добродетелью, но и вообще теряется интерес к отличию добра и зла. Надо ли говорить о том, что исчезает разумная ревность борьбы со злом? В нашей повседневной речи это выразилось не так давно возникшим выражением «мне без разницы». Согласимся с тем, что сказать «мне все равно» и «мне без разницы» не одно и то же. Когда человек говорит «мне все равно», свидетельствует о том, что им дана оценка одного и другого и сделан вывод о том, что это равно. Когда же человек говорит «мне без разницы», свидетельствует этим, что даже не задумывался оценить одно и другое. Этот пример нашей повседневной речи говорит о том, что у нас исчезает интерес в различении добра и зла, нам это не интересно. Вот тогда мы и становимся жертвами дезинформации, обрушивающейся на нас извне. Становимся руководимы ложью. И в своих бедах и заблуждениях легче осуждаем всех и вся, нежели смотрим в свое сердце. Грехи чужих судить мы любим. Но напрочь забываем, что некогда страстный, сластолюбивый, жестокий и властный до хитрости Князь Владимир, через Крещение и Покаяние стал кротким, любвеобильным, заботящимся, богобоязненным, добродетельным. И как знать, о том ведает Сам Бог, может те, которых сегодня мы осуждаем, обличая в грехах, завтра будут сиять миру своим подвигом добродетели. Этому учит нас Равноапостольный Князь Владимир своей жизнью! Но мы, легко вводимые в заблуждение, часто не видим и не хотим видеть врага внешнего, ополчающего на нас брань. Не удивительно выражение, ставшее расхожим в народе: «лишь бы не было войны...». Невольно задаешься вопросом, а если враг пожалует на нашу Землю? Если бы наши предки руководствовались таким принципом, не одолевали бы врага при Князе Владимире при набегах печенегов, иноплеменников, при Князе Александре Невском при нашествии шведов, при Князе Димитрие Донском при татаро-монгольском иге, и т.д. Не одолели бы Наполеона и Гитлера. И вот теперь нам внушается мысль «лишь бы не было войны». Русский народ с времен великого Князя Владимира мог ответить всегда на вопрос, какой войны надо избегать. В этом  великая заслуга Равноапостольного Князя. Одухотворенное христианством войско Русское стало охранять свои земли и свой народ, и такую войну считать священной: за Веру и Отечество! В последующие века Русское войско никогда не вело захватнических войн и крестовых походов. На чужие земли ступала нога Русского воина, как освободителя, оставлявшего за собой свободу, просвещение, процветающие после народы. Удивительно и то, что в нынешнем юбилейном году мы отмечаем еще одну праздничную и важную для нашего народа дату: 70-летие Великой Победы. И пока в нас, наученных Князем Владимиром, живет этот русский справедливый дух Христианский, никто и никогда не одолеет нас, ибо мы как один встанем за нашу Святую веру и наше любимое Отечество!

Пришло время единения, иначе погибель. Верно говорят наши недруги, что русский народ победить невозможно, только сам он может уничтожить себя. К этому прикладываются колоссальные средства и силы. К сожалению небезуспешно... И многие соблазняются в погоне за чечевичной похлебкой...

Что же сталось с тобой теперь, Русский народ? Что произошло? На что соблазнился ты, забыв заветы твоего Крестителя и Просветителя? Зачем отступил некогда от веры и разрушил храмы, зачем теперь не спешишь возвращаться к сему кладезю чистой и святой воды? Зачем ныне разделился на хохлов и москалей, пышуших не братолюбием, а ненавистью, зачем забыл слова Преподобного Сергия о Единении и Любви, которыми спасемся? Зачем на Украине уничтожаешь самого себя на радость хитрых иноплеменников, которым ты никогда не был нужен процветающим и здравствующим? Потому что все боятся твоей правды и единства, ради которых ты всегда жил и которые составляли и теперь генетически составляют смысл твоего существования на Земле. И этому нас научил Великий Князь Владимир!

Не может не биться любовью и благодарностью сердце верующего в размышлениях о Князе. Но «кую достойную песнь принесет наше неможение» этому святому мужу?.. Кии глаголы изыскует да похвалится Князь устнама  нашима? Токмо благодарственный гимн, исходящий из самого сердца: «Радуйся, Владимире, державы Российския просветителю!»

 

 

 

Преподобная Анна Кашинская 2013