В Сочи обрушился возводимый к Олимпиаде туннель, превратив трехэтажный дом в «Пизанскую башню»

[править]История

[править]Старт строительства

Процесс строительства тоннеля в горах для прокладки железной дороги Схематическое изображение совмещенной дороги Один из железнодорожных туннелей дороги

Строительство железной дороги до Красной Поляны официально стартовало 27 мая2009 года, когда прошло торжественное мероприятие с участием новоизбранного мэра города Сочи Анатолия Пахомова. Мэр принял участие в закладке нулевого пикета железной дороги, забросав мастерком строительный раствор. Пахомов отметил:

Сейчас время разбрасывать камни и время собирать камни. Олимпиада поможет поднять уровень жизни сочинцев на качественно новый уровень, в том числе и в плане дорожного строительства.

При этом фактически строительство началось 16 марта2009 года, когда строительная компания ОАО «УСК Мост» начала проведение подготовительных работ по возведению двух временных мостов для будущей железной дороги. К 18 апреля работы по сооружению мостов были завершены. Активная фраза строительства пошла в августе 2009 года, когда пошли работы по подготовке к введению в эксплуатацию железнодорожного моста-эстакады. Также пошло строительство городков для строителей железной дороги.

[править]Основная часть строительства

О железной дороге на русском Презентация железной дороги Поездка Путина по железной дороге в Красную Поляну Строительство моста рядом с рекой Мзымтой Мост над рекой Мзымта

26 ноября 2009 года строительная компания окончила монтаж туннелепроходческого щита Lovat-243, расположившегося у южного портала тоннельного комплекса. 19 января2010 года окончен металлоконструкций путепровода-съезда автомобильной и железной дорог от Адлера от горнолыжной базы Альпика-Сервис. 15 февраля 2010 года к месту работ доставлен тоннелепроходческий комплекс Herrenkneht.

24 февраля 2010 года начато строительство самого короткого туннеля железной дороги Сочи-Красная Поляна рядом с поселком Монастырь. Длина туннеля составила всего 121 метр. 18 апреля был пущен в работу туннелепроходческий комплекс Herrenknecht-10690 для работ по бурению туннеля.

Первый большой туннель железной дороги был пройден техникой к 28 мая 2010 года. Длина составила 2330 метров, сооружение началось в июле 2009 года, завершено через год после официального начала стройки.

В июне 2010 года начаты активные работы по возведению очередного моста, расположенного по трассе. Длина моста — 731 метр, состоит из 17 пролетов. Также была окончательно завершена прокладка второго туннеля.

В июле 2010 года завершена прокладка железнодорожного однопутного тоннеля длиной 122 метра.

16 августа 2010 года официально введен в строй первый участок железной дороги длиной 6 км, который расположился в Имеретинской низменности Адлера. К ноябрю 2010 года завершены работы по проходке 2 железнодорожных туннелей между Адлером и Красной Поляной.

10 декабря 2010 года прошел первый транспорт по построенному участку железной дороги на Красную Поляну длиной 15 км. В торжественных мероприятиях по поводу завершения первого участка железной дороги приняли участие вице-премьер России Дмитрий Козак, градоначальник Сочи Анатолий Пахомов, представитель МОК Жан-Клод Килли, президент РЖД Владимир Якунин.

В июне 2011 года завершено обустройство железнодорожного туннеля №2, в том числе проведены инженерные коммуникации, освещение, лотки для отвода вод.

В июле 2011 года начато встречное бурение по проходке очередного железнодорожного туннеля. В августе начались работы по обустройству туннеля №6, находящемся у поселка Эстосадок.

2 ноября 2011 года завершен монтаж моста, который прошел на Самшитовой рощей, которую по требованию экологов было принято решение сохранить, в связи с чем над участком и строился мост.

Осенью 2011 года велись активные работы по прокладке железнодорожного полотна на участке Адлер-Красная Поляна, к концу года проложено 23 км путей.

[править]Завершение строительства, пуск движения поездов

15 февраля 2012 года завершена прокладка тоннельного комплекса №3. 19 марта 2012 года все работы про прокладке 6 железнодорожных туннелей были завершены.

К лету 2012 года физически был построен вокзал в Красной Поляне, оставались только работы по благоустройству и внутренней отделке.

8 декабря2012 года по построенной железной дороге Сочи — Красная Поляна проехал президент России Владимир Путин. Президент проехал весь путь в сопровождении высших государственных чиновников, провел совещание по поводу близящихся зимних Олимпийских игр в Сочи.[3]

23 мая было сообщено, что по железной дороге от Сочи в Красную Поляну пустят поезда типа Ласточка.

31 мая 2013 года по участку железной дороги аэропорт Сочи — Красная Поляна проехались журналисты из разных регионов России, а также представители РЖД. Поездка прошла на скоростной электричке «Ласточка» (максимальная скорость которой составляет 160 км/ч). Во время поездки представитель РЖД Олег Тони отметил, что все важные работы на линии завершены, остались лишь небольшие штрихи вроде окраски мостов, прокладке асфальта и благоустройстве территорий. Все работы планируется завершить осенью 2013 года.[4]

5 июня 2013 года были завершены работы по строительству железнодорожного вокзала в поселке Красная Поляна, которые проводились с июля 2010 года.

[править]Планы

Рекламный ролик о железной дороге на английском языке

Постоянно переносились сроки окончательного открытия железной дороги.

Перед строительством назывался отчетным 2011 год, затем постепенно сроки сдачи смещались. Потом произошло смещение сроков сдачи на начало 2013 года, потом на весну.

Окончательно открыть железную дорогу решили не позже октября 2013 года.

Предполагается, что на железную дорогу ляжет основная нагрузка во время проведения зимних олимпийских игр в Сочи в 2014 году. Дорога сможет обслуживать до 8,5 тысяч человек в час.

Планируется, что по дороге будут курсировать скоростные электропоезда типа «Ласточка», которые за полчаса будут покрывать путь в 48 км от аэропорта Сочи до поселка Эстосадок. Таким образом, средняя скорость движения будет составлять 90 км/ч.

Среди местных жителей распространяется мнение, что власти планируют разобрать построенную железную дорогу вскоре после завершения олимпийских игр в Сочи, так как ее существование без проведения каких-либо массовых мероприятий нерентабельно. Другим вариантом может быть временная или постоянная консервация железной дороги и открытие ее только при проведении международных соревнований в Красной Поляне и Эстосадке.

[править]Стоимость строительства

Стоимость реализации проекта по мере строительства постоянно росла. Так, в 2006 году стоимость строительства железной дороги оценивалась в 91 млрд рублей, через 3 года цена строительства возросла до 266,4 млрд рублей (то есть в 3 раза больше заявленной стоимости).

Журнал Esquire произвел расчет, сколько бы получился слой черной икры или фуагра, если бы покрытие дороги делали бы из него. В итоге вышло, что слой составил бы 1,1 см на всем протяжении железной дороги в 48 км (из расчета, что за 30 граммов продукта дают в среднем 40 долларовСША).

Стоимость строительства аналогичной железной дороги в КНР по направлению Ичан — Ваньчжоу обошлась в 20 раз дешевле (в расчете за каждый километр трассы), чем строительство сочинской железной дороги, при том, что на протяжении дороги находятся 159 тоннелей и 253 моста. А Большой бостонский тоннель (в простонародье Big Dig), финансировавшийся из бюджета США (путь общей протяженностью около 6 км, состоящий из тоннелей + вантовый мост). Оказался дороже сочинской железной дороги (в расчете за каждый километр трассы) почти в 15 раз.

[править]Мнения

Президент РЖД Владимир Якунин отметил:

Со времен строительства БАМа на территории России ничего подобного не строилось. БАМ строился 17 лет, а здесь 4 года.

Председатель координационной комиссии МОК Жан-Клод Килли:

Теперь я вижу всю мощь Российского государства.

Оппозиционный российский политик Борис Немцов подверг проект железной дороги, равно как и всю идею с Олимпиадой резкой критике:

Это объект, стоимость которого более 260 миллиардов рублей. Цена одного километра дороги оказалась равной 200 миллионов долларов — я не оговорился. Цена одного квадратного метра асфальта путинской дороги 10 тысяч долларов США. Средняя цена жилья в России полторы тысячи, средняя цена квадратного метра асфальта у Путина по этой дороге в шесть раз выше.

Одна только 48-километровая автомобильная и железная дорога из Сочи в Красной поляне стоила $ 9,5 млрд., в 3,5 раза больше марсианской программы NASA.

Оппозиционер Алексей Навальный в своем блоге в июне 2013 года отметил:

В июне 2013 года Якунин пытался доказать, что стоимость железной дороги Адлер — Красная поляна соответствует мировым аналогам, но был разоблачён и пойман на использовании ложных данных.[5]

Для дороги Кисловодск — Адлер планируют построить два тоннеля

Для создания дороги Кисловодск — Адлер потребуется строительство через горный массив двух тоннелей длиной 12,7 километра.

«Мы предлагаем направление Кисловодск — Адлер протяженностью 334 километра, из этого километража практически 68% дороги проходят по территории Карачаево-Черкесии. Нам на этом маршруте необходимо провести реконструкцию 159 километров дороги, построить новую дорогу протяженностью 103 километра, в том числе — два тоннеля протяженностью 12,7 километра, один — 7,6, а второй 5,1», — сообщил министр строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края Игорь Васильев.

Строительство автодороги Кисловодск — Адлер вместе с представителями регионов обсуждали в Федеральном дорожном агентстве. Для реализации было предложено несколько вариантов строительства.

«Мы планируем трассу от Кисловодска по существующей дороге на Карачаевск, потом на Псемен — это дорога, которая существует, 159 километров. Участок от Псемена до Дамхурца — 45 километров, новое строительство. От Дамхурца далее к населенному пункту, чуть не доезжая до Эстосадока (Красная Поляна) — новое строительство 60 километров», — пояснил Васильев, говоря о варианте, предложенном Ставропольским краем.

Карачаево-Черкесия предложила вариант строительства трассы Черкесск — Адлер длиной маршрута 273 километра через горнолыжный курорт Архыз. «Но здесь, судя по анализу транспортного потока, направление не очень выгодное с точки зрения интенсивности движения по данному автомобильному маршруту», — отметил министр.

По сообщению пресс-службы губернатора края, Росавтодором за основу предварительно взят вариант строительства, предложенный ставропольскими властями. До 11 апреля ведомство разработает предложение по финансированию проекта, которое будет представлено на рассмотрение правительства РФ.

Предварительные подсчеты по общей стоимости проекта пока разнятся, сообщил Игорь Васильев. «Карачаево-Черкесия, по тем изысканиям, которые они сделали, предположила стоимость тоннелей в 43 миллиарда рублей, всей автомобильной дороги — порядка 110 миллиардов рублей. Когда мы провели изыскания, сравнили с аналогами — данный проект с учетом реконструкции и строительства дорог составил порядка 200 миллиардов рублей», — отметил эксперт.

Пока Росавтодор рассматривает несколько механизмов финансирования. «Рассматривали концессию, в которой участниками могут быть Ставропольский край, Карачаево-Черкесия и РФ, плюс концедент, которого определит конкурс. Второй вариант — полное финансирование из федерального бюджета, итог мы узнаем после 11 апреля», — отметил Васильев.

На сегодняшний день протяженность маршрута из Кисловодска в Адлер составляет 770 километров. Предполагается, что новая дорога, которая будет более чем в 2 раза короче, станет платной для всего транзитного транспорта. Однако, по мнению властей Ставрополья, она все равно будет выгодной для путешественников и туристов.

«Когда просчитывали в среднем экономический эффект, то при движении по новому направлению будет экономия в 1,5 тысячи рублей на одного человека, находящегося в машине. Это все рассчитывалось с точки зрения стоимости бензина, времени нахождения в пути, то есть мультипликативный эффект», — пояснил Васильев.

Регионы, задействованные в проекте, надеются, что трасса позволит увеличить турпоток. За короткое время гости юга России смогут добраться от моря до гор, от гор — до Кавказских Минеральных Вод. По расчетам властей Ставрополья, турпоток на курортах юга России может увеличиться на 4,5 миллиона человек в год.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий